Иван Шмаков 3 > О писателях , языках , терминах и стиле > Жар
Рецензия на
Надежды http://proza.ru/2025/04/07/1874
Иван Зверев 1
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Иван , первый абзац Вашего произведения
предлагаю переписать :
Жар . Жар от палящего солнца , который , кажется , высушивает тебя . В такие моменты не думаешь ни о чём кроме воды .
Вода . Как же мы не ценили её , когда она у нас была ? Почему так бесцеремонно выливали её , когда могли очистить и выпить ?
О , сейчас бы я всё отдал за глоток воды . Пусть грязной , но воды .
Зачем я отбился от каравана ? Зачем вообще пошёл в этот поход ? Почему никому не сказал куда иду ?
Ах ! Слишком поздно сожалеть о том , чего я не сделал ! Сейчас я один , наедине с песками и солнцем .
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Ваш один абзац я разбил на два .
Эту пару абзацев хорошо бы
отделить от остальной части произведения пробельной строкой
( перечитайте , что я писал Вам об абзацах трёх уровней :
больших , средних и малых ) .
Но если Вам почему-либо
не нравятся пробельные строки ,
то , в принципе , пробельную строку можно не вставлять .
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Если эту пару абзацев отделить от остальной части произведения пробельной строкой ,
то её можно ещё улучшить :
Жар . Жар от палящего солнца , который , кажется , высушивает тебя . В такие моменты не думаешь ни о чём кроме воды .
Вода . Как же мы не ценили её , когда она у нас была ? Почему так бесцеремонно выливали её , когда могли очистить и выпить
?
О , сейчас бы я всё отдал за глоток воды . Пусть грязной , но воды .
Зачем я отбился от каравана ? Зачем вообще пошёл в этот поход ? Почему никому не сказал куда иду ?
Ах ! Слишком поздно сожалеть о том , чего я не сделал ! Сейчас я один , наедине с песками и солнцем .
Это вторая моя редакция Вашего первого абзаца .
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Вторая редакция имеет два отличия от первой :
Во-первых ,
есть строка , в которой только знак вопроса и ничего боле , это :
1.
необычно и потому красиво ( необычное — красиво ) ;
2.
выделяет ( заостряет внимание на )
следующую строку ( " О , сейчас бы я всё отдал за глоток воды . Пусть грязной , но воды . " ) ,
которую действительно желательно выделить .
Во-вторых ,
во второй строке
между точкой и " Как " два пробела ( а не один ) ,
между ? и " Почему " также два пробела .
Строка чётче разбивается на предложения
и потому читается легче .
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Третья моя редакция Вашего первого абзаца :
Жар . Жар от палящего солнца , который , кажется , высушивает тебя . В такие моменты не думаешь ни о чём кроме воды .
Вода . Как же мы не ценили её , когда она у нас была ? Почему так бесцеремонно выливали её , когда могли очистить и выпить
?
О , сейчас бы я всё отдал за глоток воды . Пусть грязной , но воды .
Зачем я отбился от каравана ? Зачем вообще пошёл в этот поход ? Почему никому не сказал куда иду ?
Ах ! Слишком поздно сожалеть о том , чего я не сделал ! Сейчас я один , наедине с песком и солнцем .
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
В третьей редакции двусловие " песками и "
заменено двусловием " песком и " .
Во-первых ,
" песком " короче .
Во-вторых ,
в двусловии " песками и "
союз " и " идёт сразу за словом на -и ,
что трудно произносить и воспринимать на слух .
В-третьих ,
в предложении " Сейчас я один , наедине с песком и солнцем . "
красивый , симметричный фонетический порядок 2-1-2-4-2-1-2 :
в первом слове — 2 слога , во втором — 1 слог ,
в третьем — 2 слога , в четвёртом — 4 слога , в пятом — 2 слога
( предлог с пропускаем , так как в нём нет гласных ) ,
в шестом — 1 слог , в седьмом — 2 слога .
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Основные недостатки Вашей , Иван ,
редакции начала произведения :
1.
Четыре длинные ( во всю ширину экрана ноутбука ) строки ПОДРЯД .
В хорошем , легко читаемом тексте
не бывает больше трёх длинных строк подряд .
В противном случае
читатель может запутаться в строках :
с конца строки
перейти не на начало следующей , а на начало той же
или
( что бывает , конечно , реже )
пропустить строку .
2.
Короткое предложение " О, сейчас я бы всё отдал за глоток воды. "
разрывается переходом на другую строку .
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Менее значимые недостатки Вашей , Иван ,
редакции начала произведения :
3.
Вы всегда ( или почти всегда )
знак препинания ( запятую , точку , двоеточие , восклицательный знак , знак вопроса )
пишете вплотную к предшествующему слову .
Я почти всегда ( уточнение " почти "
в дальнейшем мы , возможно , подробно обсудим )
между словом и следующим за ним знаком препинания
вставляю пробел , чтобы было легче читать :
чтобы читатель не гадал , есть ли запятая ,
и не выяснял это с лупой , а ясно видел , что
запятая ( точка , двоеточие , точка с запятой ) есть .
!! Широко известное ( и почти всеми соблюдаемое ) правило
!! писать знак препинания вплотную к предшествующему слову
!! НЕ является ПРАВИЛОМ ПРАВОПИСАНИЯ .
!! Его придумали плохие прогеры
!! ( системные администраторы и другие компьютерные спецы ) ,
!! чтобы чуть-чуть облегчить жизнь себе ( а не пользователям ) :
!! при автоматической разбивке текста на строки
!! отделённый от предшествующего слова знак препинания
!! может оказаться в начале строки .
- - -
4.
" Жар. Жар от палящего солнца, который кажется высушивает тебя. "
Вы , Иван , повторяете
( или автор , у которого Вы это произведение слизали , повторяет )
слово Жар , чтобы читатель обратил на него внимание
и крепко запомнил , что персонажу жарко .
Это хорошо .
Только читатель может подумать , что
Вы " заикаетесь " , повторили слово
не специально , а по рассеянности .
Точка между двумя словами Жар
намекает , что слово повторено специально .
Однако
точка малозаметна .
Если между первым словом Жар и точкой
вставить пробел , точка станет заметнее ,
( прочтите снова третий пункт ) .
Точка станет ещё заметнее ,
если между нею и вторым словом Жар
будет не один пробел , а три .
5.
В " Жар. Жар от палящего солнца, который кажется высушивает тебя. "
есть ошибка : слово " кажется " необходимо выделить запятыми ,
так как это вводное слово , а не сказуемое , :
" Жар . Жар от палящего солнца , который , кажется , высушивает тебя . " .
Писать надо грамотно ,
чтобы Вас было легче понять .
Запятые слева и справа от слова " кажется "
указывают на его грамматическую роль в этом предложении
и облегчают понимание смысла этого предложения .
- - -
6.
" В такие моменты ты не думаешь ни о чём кроме воды. "
Местоимение ты в этом предложении совсем не нужно .
Более того : в этом предложении местоимение ты употребить НЕЛЬЗЯ .
Конечно ,
грамматически местоимение ты в этом предложении допустимо .
Но стилистически НЕ допустимо совсем :
В этом предложении местоимение ты :
во-первых ,
удлиняет предложение , никак не меняя его лексический смысл ;
во-вторых ,
повторяет последний слог предыдущего слова
( это плохо тем , что при чтении вслух
слушатель может подумать , что чтец заикается ) .
Гораздо лучше :
" В такие моменты не думаешь ни о чём кроме воды . "
7.
" О, сейчас я бы всё отдал за глоток воды. "
Прежде всего ( во-первых и в-главных ) ,
в Вашей редакции это предложение разорвано переходом на следующую строку
( прочтите снова второй пункт ) .
Во-вторых ,
частица бы стоит за словом я
и заостряет внимание именно на нём .
На самом деле ,
смысл предложения в том ,
что персонаж всё отдал бы за глоток воды именно сейчас ;
важно не кто отдал бы , а когда отдал бы .
Лучше :
" О , сейчас бы я всё отдал за глоток воды . "
8.
" Сейчас я один, наедине с песками и солнцем. "
Лучше :
" Сейчас я один , наедине с песком и солнцем . "
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Моя третья редакция :
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Жар . Жар от палящего солнца , который , кажется , высушивает тебя . В такие моменты не думаешь ни о чём кроме воды .
Вода . Как же мы не ценили её , когда она у нас была ? Почему так бесцеремонно выливали её , когда могли очистить и выпить
?
О , сейчас бы я всё отдал за глоток воды . Пусть грязной , но воды .
Зачем я отбился от каравана ? Зачем вообще пошёл в этот поход ? Почему никому не сказал куда иду ?
Ах ! Слишком поздно сожалеть о том , чего я не сделал ! Сейчас я один , наедине с песком и солнцем .
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
пожалуй , далека от идеала .
Прежде всего — неточна .
Сначала утверждается : " В такие моменты не думаешь ни о чём кроме воды . " ,
а потом — что персонаж задаётся вопросом , зачем он пошёл в поход .
" Слишком поздно сожалеть о том , чего я не сделал ! "
На самом деле ,
персонаж сожалеет , скорее ,
не о том , что не сделал ,
а о том , что сделал ( пошёл в поход ) .
Неточность , противоречивость ( чтобы не сказать : неверность , неистинность , ложность , лживость )
этой редакции — её главный недостаток . Но не единственный .
" Жар от палящего солнца , который , кажется , высушивает тебя . "
Слово " кажется " — лишнее :
Не только кажется , что жар высушивает ,
жар действительно высушивает .
В " Слишком поздно "
слово " Слишком " — лишнее :
Поздно всегда слишком ,
если поздно , то и слишком поздно ,
поздно не слишком не бывает .
Лучше :
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Жар . Песок и солнце жгут меня . Но главное — жажда .
Вода . Как же мы не ценили её , когда она у нас была ? Почему так бесцеремонно выливали её , когда могли очистить и выпить
?
О , всё б сейчас я отдал за глоток воды , пусть грязной , но воды .
Зачем я отбился от каравана ? Зачем вообще пошёл в этот поход ? Почему никому не сказал куда иду ?
Ах ! Поздно сожалеть о том !! Сейчас я один , наедине с песком и солнцем .
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Пока , Иван , всё .
Обсуждение этого произведения продолжим , наверно , в замечаниях к рецензии .